Андрей Житинкин: «На хоккейной площадке актёры становятся другими»

20.06.2021 19:42

Андрей Житинкин: «На хоккейной площадке актёры становятся другими»

– Я, как и большинство мальчишек, в детстве гонял шайбу во дворе дома. У меня имелись «конёчки», которые надевались на валенки. Такие смешные, что их было даже жалко потом выбрасывать. И ещё носил рукавички на резинках, чтобы не потерялись. Изобретения чисто советские и практичные, – вспоминает Андрей Альбертович. – Несмотря на то, что все жили небогато, родители всё равно старались купить для своих детей что-нибудь хоккейное. Все, в основном, желали достать импортную клюшку. Она считалась наиболее изящной, тонкой, и обматывали ее разноцветной изолентой.

– Игра в хоккей объединяла?

– Безусловно. Был такой клуб по интересам. Всегда хотелось встретиться не только на льду, а просто пообщаться, обсудить какие-нибудь новости. Известный сюжет, когда родители заставляют своего ребёнка что-то делать насильно, например, играть на скрипке, а он берёт и убегает на улицу. Нельзя сидеть с утра до вечера и «долбить» одно и то же – плохо для психофизики человека. Очень важно уметь разнообразить жизнь. И, если вы чувствуете какую-то усталость, или не ладится день, мой вам режиссёрский совет – постарайтесь «отключить мозги»: в тренажёрном зале, в бассейне либо на хоккейной площадке. Большинство актёров выбирают третий вариант. Для них он лучший.

– А какое у вас сейчас отношение к хоккею?

– Замечательное! Я, кстати, всегда поощряю увлечение именно этим видом спорта, потому что он мобилизует, развивает быстроту реакции, а она в нашем деле очень важна. Самое ужасное, когда артист заторможен, не включён в действие или думает о чём-то своём. Тогда я даже из зала иногда кричу: «Не вырубайся»!

На площадке, если ты получаешь шайбу, должен мгновенно принять решение, что с ней делать. Также и на сцене. Когда к тебе обращается партнёр и вдруг начинает импровизировать, допустим, менять рисунок, нужно быть к этому готовым. Здесь и даёт о себе знать быстрота реакции. Ведь ситуации возникают разные – кто-то, может, забыл реплику или мизансцену.

4 (1).jpg

– Насколько я знаю, в актерской среде существует термин «мяч внимания». Что он из себя представляет?

– Его в своё время придумал сам Евгений Вахтангов. Он имел в виду перебрасывание внимания с одного объекта на другой. Великий Вахтангов учил режиссёров правильно это использовать, чтобы зритель не заскучал и понимал, куда движется действие. Почему мы часто сравниваем театр и спорт? Потому что и то, и другое – зрелища и схожие действа, имеющие одну природу – есть кураж и азарт.

Кстати, вы заметили, когда на стадионе сидит несколько тысяч зрителей, вдруг все синхронно поворачивают голову – то вправо, то влево. Вот что имел в виду Вахтангов под «мячом внимания» – непосредственно публика реагирует на всё происходящее очень эмоционально. Он изучал эту историю и даже преподавал потом режиссёрам. И теперь мы передаём начатое им дело молодёжи. А я, вообще, вахтанговец – окончил и актёрский, и режиссёрский факультеты.

– И на репетициях используете «мяч внимания» или может «шайбу»?

– Конечно. Шайба тоже может быть. В любом случае, нет ведь самого предмета. Но все понимают, что нужно делать. Таков наш язык. И это очень хорошо для ритма. Всё-таки, в спорте он задаётся самой игрой, а в театре его должен создавать режиссёр. И надо обязательно что-то «взорвать» и «перекинуть». Не дай бог, зритель не определится, куда смотреть. Даже если не та интонация, публика уже способна заснуть. Помните знаменитую сцену в «Трёх сёстрах»? Идёт диалог, все пьют чай, обсуждают, а в этот момент в углу комнаты у Маши с Вершининым рождается роман…

– И публика начинает наблюдать за его развитием?

– Именно! Вот что самое интересное в театре. Между прочим, некоторые непрофессионалы работают так, что у них на сцене происходит всё и одновременно. Подобное недопустимо. Действо выстраивает режиссёр, так же, как в хоккее тренер или в музыке дирижёр ведёт партию. Я указываю актёрам, в какой момент нужно сыграть что-то очень ярко или наоборот: «Стоп, подожди, вот здесь тебе надо промолчать, – отмечаю я. – В данном случае эта пара в центре ведёт диалог, не мешай».

Ценно, когда публика понимает, что на сцене на первом месте, а что второстепенно – массовка или просто какой-то отвлекающий момент. Если в этом не разобраться, зритель может потерять смысл и что-то пропустить, не понять. А для режиссёра важно выделить главное и на чём надо сделать акцент. Почему спектакли отличаются друг от друга, потому как один режиссёр делает одни акценты, а другой – иные. То же самое и в хоккее. Тренеры по-своему видят, каких игроков лучше выпустить на площадку. Всё очень индивидуально. Поэтому всегда все волнуются – кого же назначат главным режиссёром в театре, тренером сборной России или команды КХЛ. От этих личностей зависит всё.

– А какие виды спорта ещё полезны людям вашего круга?

– Шахматы. Гениальная игра опять же для того, чтобы голова переключалась. И она позволяет сочинить комбинацию, вывести ситуацию из тупика. Я дружу с Анатолием Карповым. Он всегда старается присутствовать на наших премьерах. Очень любит театр, искусство. И тут мы близки. Режиссёры тоже в какой-то степени гроссмейстеры. Я даже порой советую молодёжи, у которой что-то не складывается с той или иной постановкой, отложить её и сходить на хоккей или поиграть в шахматы. Тогда всё пойдёт иначе.

– При многих театрах существуют даже хоккейные команды, состоящие из артистов. Не отвлекает ли это их от основной работы?

– Я обеими руками за! И между театрами проходит даже свой чемпионат. Если мои артисты в матчах участвуют и у меня отпрашиваются, я всегда без проблем отпускаю их с репетиций, потому как точно знаю – игра в хоккей позволит «переключить мозги» и это пойдёт только на пользу.

И здорово ещё то, что наши девчонки-актрисы ходят и яростно болеют за своих коллег, поддерживают театр, происходит выплеск эмоций. Я знаю, что и худруки тоже за то, чтобы актёры занимались спортом. Например, Олег Меньшиков. Он и сам любит играть.

– А у вас по жизни была возможность взять в руки клюшку?

– Нет. Вполне устраивает роль зрителя. Очень нравится следить из зала. В театре всё иначе. Здесь актёры закрытые, не принято откровенничать, а в хоккее – пожалуйста. На льду можно по полной программе выплеснуть свои эмоции. А когда начинается перепалка, или мои артисты лезут в драку, вообще, замечательно. Такого на сцене точно никогда не увидишь. В общем, на хоккейной площадке они становятся совершенно другими, без масок. И я вижу, насколько человек темпераментный, и порой поражаюсь скрытым резервам, раньше такого даже не замечал. Возникает мысль дать актёру какую-нибудь определённую роль. В общем, происходит кастинг, о котором никто не знает.

– Можете привести пример такого эмоционального актера?

– Конечно. Дмитрий Дюжев. Всегда загадочный, сдержанный. Поэтому я даже не ожидал, что он может быть заводным и эмоциональным как пацан.

Вспомните, «Бригаду», где Дмитрий выглядел хрупким и нескладным. Когда я предложил ему главную роль в спектакле «Свободная любовь», прямо сказал, что необходимо немножко набрать форму. Дюжев всё понял, пошёл в тренажёрный зал, и сейчас у него атлетическая фигура. Стал просто красавцем. Ещё и при таком росте. Актёры должны тонко слышать режиссёра, и подхватывать то, что ему советуют. Здорово, когда есть доверие обеих сторон. Также и в хоккее. Если между тренером и подопечным полное взаимопонимание, тогда и игра ладится.

А «Свободная любовь» идёт уже больше десяти лет. Как-то Дюжев сказал, что он уже не похож на молодого влюблённого парня. А я ему ответил: «Если будешь находиться в такой же хорошей физической форме, продолжишь играть в этом спектакле ещё столько же». Из зала ощущения совершенно другие. Иногда пропадает возраст. И Дмитрию удаётся его обманывать, потому как он за собой следит – занимается спортом, и у него нет никаких вредных привычек.

2.jpg

– Матчи КХЛ смотрите?

– Как правило, спектакли проходят по вечерам как раз в то же самое время, что и хоккейные поединки. Поэтому можем что-то увидеть разве что в антрактах. И я никогда не ругаю актёров, которые в перерывах бегут смотреть фрагменты матчей и результаты.

Мне очень важно, чтобы у них внутри звенел колокольчик. Если артист искренне болеет за свою команду – на здоровье. Ведь если он не узнает, как у нее дела, будет только хуже. Возможно, из-за этого даже плохо сыграет в спектакле.

И актёры очень дружат со спортсменами. Великая вещь. Особенно в советское время по окончании карьеры хоккеисты начинали болеть, а денег на лечение не хватало. Когда они молоды, о них помнят. А потом, к сожалению, чаще всего забывают. А артисты – нет. Приглашают на свои спектакли и, насколько я знаю, многие даже отдавали свои гонорары друзьям-спортсменам. Без всяких фондов. Душевно и трогательно.

– Вы продолжаете болеть за московский «Спартак»?

– Да. Я ведь ещё с детства отдавал предпочтение красно-белой команде. Обожал наблюдать за игрой Вячеслава Старшинова, Бориса Майорова. Более того, с ними пересекался. Меня всегда поражало то, насколько они интеллигентны и скромны. Западные спортсмены постоянно дают интервью, лезут в различные шоу, наших даже не уговоришь сказать два слова. Это такая русская черта, ментальность. Я – король на льду, а в жизни совершенно неприметен.

Что касается прошедшего сезона, в связи с отставкой главного тренера Олега Знарка, не хотел бы его комментировать. Но, конечно, пожелаю московскому «Спартаку» удачи в будущем и побед!

Что касается проведения матчей, я как режиссёр, хочу обратить внимание на форму спортивного мероприятия – побольше бы элементов шоу. Хоккей – это спектакль, праздник. Вне зависимости от того, как сыграла команда, каждый болельщик должен уходить со стадиона в отличном настроении, с желанием вернуться туда вновь.

Фото Динары Кафискиной и из личного архива Андрея Житинкина

Источник

Читайте также